Предприниматель Владимир Щербаков, которого депутат Госдумы Андрей Луговой назвал бенефициаром монопольного производителя фискальных накопителей для кассовых аппаратов, объявлен в международный розыск. Соответствующая информация размещена на сайте Интерпола. На это обратило внимание издание Republic, которому представитель Интерпола подтвердил, что Щербаков находится в розыске.
Российские правоохранительные органы объявили Щербакова в международный розыск из-за подозрений в масштабном выводе средств за рубеж с использованием поддельных документов в составе организованной группы, указано в ориентировке Интерпола.
О том, что Щербаков является выгодополучателем ряда аффилированных между собой компаний, которые занимаются производством фискальных накопителей, сообщил в начале марта во время заседания в Госдуме депутат Андрей Луговой. Луговой возмутился тем, что производство фискальных накопителей, которыми до 1 июля 2017 года должны быть оборудованы все кассовые аппараты, монополизировано и зарабатывают на нем АО «Атлас-карт», ООО «Рик» и ЗАО «Безант», причем из-за недостатков в законодательстве предприниматели вынуждены покупать аппараты по цене в десять раз дороже себестоимости.
Другие участники рынка, по словам Лугового, не могут пройти сертификацию своих образцов фискальных накопителей в 8-м центре ФСБ: технические требования к устройству, которые должны публиковаться на официальном сайте Федеральной налоговой службы, по факту неполны — «что-то пропущено, что-то не сказано», объяснил Луговой. «Кто-то искусственно на уровне правительства, на уровне правоохранительных органов делает все, чтобы на рынке не появилось новых фискальных накопителей», — заявил депутат.
ЗАО «Атлас-карт» и «Безант» связаны между собой через компанию АО «НТЦ «Спецпроект», владельцем которой выступает «Омега-Холдинг», учредитель ООО «РИК», следует из базы «СПАРК-Интерфакс». Владимир Алексеевич Щербаков в свою очередь числится совладельцем ООО «Омега-Холдинг».
В середине 2000-х годов во время предыдущей реформы кассовых аппаратов монополистом по производству предшественницы фискальных накопителей, «электронной контрольной ленты защищенной» (ЭКЛЗ), также была компания «Безант», выяснил Republic. ЭКЛЗ представляла собой такой же накопитель, но без подключения к интернету и с ограниченной памятью. Менять ее нужно было раз в год (у нового фискального накопителя такой же срок службы). По данным газеты «Коммерсантъ», внедрение ЭКЛЗ лоббировала ФСБ под лозунгом борьбы с черным налом. Производство оборудования тоже лицензировала ФСБ, и единственную лицензию получил «Безант», который после этого быстро поднял цены почти вдвое.
Издание Republic предположило, что ориентировка на Щербакова Интерполом получена из-за возбужденного в 2014 году дела о незаконном выводе средств за рубеж через небольшой БВА-банк. Тогда за границу попытались вывести порядка 10 млрд руб. Republic выяснил, что совладельцами БВА-банка были полные тезки как минимум восьми человек, связанных как с компанией «Безант», так и с аффилированными с ней структурами. Эта же группа компаний связана и с производителем новых фискальных накопителей.
Кассовая реформа
Закон, который обязывает компании и частных предпринимателей переходить на кассовые аппараты, способные в режиме онлайн передавать сведения о каждой продаже в Федеральную налоговую службу (ФНС), был подписан в июле 2016 года. В первый год установка или замена касс на «умные» аппараты была добровольной. С 1 февраля 2017 года налоговые инстанции прекратили регистрировать кассы, которые не отвечают новым требованиям, а полностью перейти на онлайн-кассы бизнес должен будет с 1 июля.
Кроме того, компаниям придется подключить кассовые аппараты к компьютерам с программным обеспечением, которое позволяет отправлять покупателям электронные чеки.